Перевозка грузов – это всегда риски. В процессе погрузки или разгрузки, а также при транспортировке товаров могут возникнуть различные внештатные ситуации, при которых возможно повреждение грузов и самих автомобилей. Во избежание порчи товаров и других последствий, необходимо уделять особое внимание обеспечению безопасности грузоперевозок.
Какие бывают риски в грузоперевозках?
Безопасность перевозки грузов можно повысить, соблюдая различные правила и условия, а также сводя риски транспортировки к минимуму.
Наиболее частые и распространенные риски, с которыми сталкиваются грузоперевозчики:
- Срыв сроков поставок. Данный риск неразрывно связан с ситуациями, возникающими в процессе движения автомобиля по маршруту следования (бездорожье, поломки, аварии, задержки и т.п.). Также это возможно при ошибках в составлении маршрутов и задержке погрузочных работ.
- Физический ущерб грузу может быть нанесен как при погрузке (разгрузке), так и во время следования грузового автомобиля по маршруту (некачественная упаковка, намеренная порча товара, отсутствие раскрепления груза внутри кузова — такелажные рейки и ремни не установлены).
- Риск возникновения ущерба здоровью и жизни водителя. Такие риски возникают при авариях, а также несоблюдении правил безопасности при перевозке опасных грузов.
- Кража или порча товара. Автомобили должны быть оснащены охранной сигнализацией и запорными механизмами.
Соблюдение правил безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом позволит свести к минимуму риски порчи товара и техники.
Правильные погрузо-разгрузочные работы – залог успеха
Обеспечение безопасности при грузоперевозках на этапе погрузо-разгрузочных работ позволяет максимально исключить внештатные ситуации. Любой перевозимый груз нельзя просто так помещать в кузов, обязательно тарирование товара. Это позволит сохранить целостность груза и его заводскую упаковку. На тару должна быть нанесена вся исчерпывающая информация по способу расположения, крепления, хранения и перевозки груза в автомобильном транспорте.
Для соблюдения центра тяжести автомобиля, тяжелые грузы должны располагаться на нижних ярусах и ближе к кабине. Погрузку и разгрузку тяжелых товаров необходимо производить при помощи подъемных механизмов (погрузчиков, кранов и т.д.).
Товары с большими размерами, а также хрупкий груз (техника, бытовые принадлежности из бьющихся материалов и т.д.) необходимо раскреплять после погрузки в кузов. Также есть ограничение по длине груза – допускается выступание длинномерных грузов из кузова автомобиля на величину не более 1/3 от длины объекта.
Во избежание получения травм при погрузо-разгрузочных работах персонал должен иметь средства индивидуальной защиты и спецодежду. Разгрузка тяжелых товаров в одиночку запрещена.
Особенности правильной организации и перевозки грузов
Требования безопасности при перевозке грузов – правила сохранности не только товаров и здоровья людей, но также минимизации материальных расходов.
Существует несколько моментов при планировании и подготовке к транспортировке, позволяющих обеспечить безопасность при перевозке грузов:
- Тщательное продумывание маршрута следования грузового транспорта. На данном этапе должно быть рассчитано все: время беспрерывного пути, остановки для отдыха и сна, прочие остановки (дозаправка и т.д.), отрезки пути с ограничением по движению или скоростному режиму.
- Технический допуск автомобиля к грузоперевозкам. Перед каждым рейсом грузовой автомобиль должен быть продиагностирован на предмет наличия повреждений, поломок или дефектов. Не выпуск неисправного автомобиля поможет избежать порчи товара и других негативных последствий.
- Установка надежных запорных элементов и охранной сигнализации на грузовой транспорт.
- Инструктаж водителей о недопустимости распространения информации о грузе.
- Исправление внештатных ситуаций и решение вопросов через диспетчера транспортной компании.
- Инструктаж водителей по режиму движения, сна и отдыха, а также выбору мест для отдыха (только специально оборудованные стоянки).
При перевозке ценных грузов также решается вопрос о сопровождении грузового автомобиля до пункта следования, а также организации охраны.
Ответственные лица
Соблюдение безопасности перевозок грузов наземным транспортом позволит минимизировать, но не исключит риски. В случае порчи перевозимого груза должно быть проведено служебное расследование на уточнение причин возникновения внештатных ситуаций и установление ответственных лиц.
В договоре на оказание услуг грузоперевозки участвуют два лица, которые могут быть ответственными за ущерб:
Перевозчик. Ответственность перевозчика за сохранность груза наступает в момент передачи его клиентом. Все, что произошло с товаром в процессе погрузки, складирования, фиксации в грузовом отсеке, транспортировки и разгрузки товара, включая задержки рейса – зона ответственности перевозчика. При нарушении правил транспортировки и составленного маршрута следования ответственность возлагается на водителя транспортного средства. Существуют некоторые исключения, при наличии которых, ущерб за порчу товара возлагается на клиента;
Возложение ответственности за возникновение рисков на клиента происходит при намеренном и ненамеренном сокрытии важной информации по грузу (опасность, хрупкость, условия хранения и т.д.). Тарирование груза клиентом, если это предусмотрено договором, должно быть выполнено должным образом. При отсутствии упаковки или ненадлежащем тарировании груза ответственность за его порчу лежит на клиенте. Также важный момент – приемка груза после его доставки. Если клиент не проверил груз на отсутствие дефектов и повреждений, которые могли возникнуть при транспортировке, считается, что товар доставлен в нормальном состоянии.